Часть I

Сальса повсюду: в кино, на телевидении, в клубах, музыкальных клипах и школах танцев. Знает ли кто-нибудь наверняка как появился такой зажигательный и сексуальный латиноамериканский танец? Сальса – международный танец, который уходит корнями в Африку, острова Карибского бассейна, Северную и Южную Америку. Сальса – изначально это слово означало лишь острый соус!

Итак, происхождение

Всё началось в Африке, с конги – кожи, натянутой на дерево. Сальса берет своё начало со времён перевозки рабов, и была привезена из Африки на Острова Карибского бассейна в форме Румбы. Эта музыка и танец использовались рабами для поклонения их многочисленным богам. Рабов заставили обратиться в христианство, но они сохранили свою музыку и танцы, изменив только имена, которыми они называли своих богов. На Кубе африканские барабанные ритмы смешались с кубинской музыкой и танцем Danzon. Так появился стиль, известный как Son Cubano, в котором зазвучал ритм клаве - важнейший элемент афрокубинской музыки. Клаве - самый важный элемент. Клавес - один из самых важных инструментов, если не самый важный, в латиноамериканской, афрокарибской и западно-африканской музыке. Радио пришло на кубу в 1922 году вместе с американцами, которые бежали от сухого закона. Благодаря этому Son Cubano стал очень популярным и впервые афрокарибская музыка стала популярной в Соединенных Штатах. Под названием Румба, музыка и танец начали впервые появляться в американских танцевальных салонах в тридцатых годах. На Кубе танец Danzon, который танцевали с партнёром, стал наиболее распространённым в салонах. Это продолжалось до тех пор, пока европейские танцоры и музыканты, ищущие альтернативу для развлечения публики, не начали танцевать по-новому. Сначала, как я уже сказал, был Danzon. Однажды, когда он стал, знаете ли, однообразным, появился Danzonete - танец к концу песни более весёлый и "раскрепощенный" для танцоров. Далее - Son Oriental (Восточный). Далее - в сороковых появился музыкальный стиль мамбо, в пятидесятых - ча-ча-ча, в 70-х - чаранга, и т.п., до появления в 80-х сонго и, разумеется, тимбы в 90-х.

Мамбо

Примерно в 30-х годах кубинский композитор Орестес Лопес сочинил произведение в стиле Danzon, которое назвал Mambo. В 1943 году Перес Прадо, друг Лопеса, назвал свой ансамбль Mambo, что на самом деле означало «Разговор с богами». Это возвращает нас к изначальному влиянию африканской традиции. Mambo Переса Прадо заслуженно стал самым оживленным ансамблем кубинской музыки путём добавления духовых инструментов и перкуссии. Как гласит история, Прадо придумал шаги, соответствующие музыке, и презентовал это в клубе Тропикана в Гаване в 1943 году. В 1951 году Перес Прадо путешествует по США. Мамбо превращается во всеобщее безумие, а Перес Прадо в известного короля Мамбо.

Палладиум

Мамбо впервые появился в "Park Plaza Ballroom" в Нью-Йорке - любимом месте танцоров-энтузиастов из Испанского Гарлема. Однако настоящий прорыв танца произошёл в 1947 году в Палладиуме, находящемся в центре Манхеттена. Вначале Палладиум открывал свои двери только белым, однако, бедный предприниматель и промоутер Федерико Пагани сумел уговорить хозяина клуба организовать праздники (вечеринки) латинской музыки, хотя по началу они проходили по воскресеньям с утра. Клуб все-таки открыл свои двери для пуэрториканцев и кубинцев, и стал непривлекательным местом для белых, объединив афро- и латиноамериканцев. С момента появления в Палладиуме музыка и стиль танца, известные как Mambo, начал производить фурор и приобретать широкую известность в Америке. Эра Палладиума была временем славы Mambo, и ночи сопровождались ритмами трёх королей Mambo: Тито Родригеса, Тито Пуенте и Мачито. Два Тито привнесли в Mambo пуэрториканское влияние. Также добавилось влияние джаза с афрокарибским звучанием, добавляя новый слой прекрасной сложности и прокладывая путь к танцу с новым вкусом, позднее известному как Сальса.

Сальса

История Сальсы. Часть II. Так же как и Палладиум, Мамбо и Ча-ча-ча были предками Сальсы, но это была эпоха неопределенности с многими открытыми дорогами. Танцоры танцевали в разных музыкальных ритмах, не было танца «на раз» или «на два», в то время не было настоящей техники. Танцоры всех типов собирались и привносили свой собственный стиль - бальный, степ, джаз, свинг - всё это присоединилось к новым движениям известного Mambo. В мае 1966 года Палладиум закрыл свои двери, и “Трое великих” находят своё новое место в ночном клубе Корсо. Музыка мамбо играла почти каждый вечер, и туда пришел молодой пуэрториканец, которого звали Эдди Торрес, который научился танцевать мамбо, просто смотря на других танцоров в клубе! В это время мамбо начинает расширяться, и начали появляться некоторые элементы, хорошо знакомые нам в Сальсе, такие как Cross body lead и повороты (вращения). Семидесятые были также ознаменованы меренге, зарождением хип-хопа, диско и хастла. Эдди Торрес делал упор на музыкальную теорию и стандартизацию музыкальных ритмов в танце. В это время впервые говорится о темпах на 2 и на 6, на которые происходит изменение направления танца в линию. Тито Пуенте также объяснил, что в мамбо break step или изменение направления в танце на 2 - это женитьба на музыке (супружество с музыкой), поскольку оно синхронизируется с ударом - слэп, наиболее подчеркивающим конги.

Современная Сальса

[На англ: Что такое сальса? Это вкус и пряность! Сальса – это латиноамериканская душа! Сальса – это ритм! Ритм! Сальса зародилась в Африке. Все началось с конг!] В 1973 году пуэрториканец, которого звали Иззи Санабриа (Izzy Sanabria), запустил телевизионную программу под названием Сальса. Также он основал журнал Latin New-York, в котором традиционно использовался термин «cальса». В 1975 Latin New-York впервые организовал Salsa Awards или Премию Сальсерос, полностью осветив это мероприятие в New-York Times, Newsweek, Times magazine и других журналах, вызвав большой интерес во всем мире к тому, что было похоже на новый тип музыки. Некоторые музыканты были против термина «cальса», полагая, что кубинской музыке присвоена новая бирка. Но многие ощущения были новыми, со временем превращаясь в некое уникальное направление. То, что в начале имело афро-кубинское происхождение, нашло своё место в Соединенных Штатах и адаптировалось для латиноамериканского сообщества в Нью-Йорке. Нововведения, реализованные пуэрто-риканскими музыкантами, такими как ТиТо Пуенте, Тито Родригес, Вилли КолOн и Эктор Лаво, превратили афро-кубинскую музыку в уникальную и аутентичную латиноамериканскую музыку Нью-Йорка. Современная cальса развивалась в Нью-Йорке через объединение различных культурных влияний, что некоторые считают американским феноменом - американским собственным достижением. В 1980 Эдди Торрес начал официально формализовывать мамбо «на 2». В связи с этим некоторые танцоры-профессионалы научились его стандартам и репертуару движений, у которых были свои названия. С этого момента танец стали называть «cальса». Этот Термин , был международно признан для определения музыки афро-кубинского происхождения, и в Нью-Йорке для латиноамериканской музыки и танцев. Обучение сальсе переместилось с улиц в танцевальные школы. Это способствовало тому, что обучающиеся освоили вращение и другие техники, и в результате современная сальса стала значительно стандартизирована. Формализация сальсы сделала танец значительно более коммерческим, потому что она подразумевает возможность обучения на уроках. Сейчас школы танцев по всему миру проводят уроки сальсы, и она стала одним из самых популярных танцев. Люди танцуют сальсу в Лондоне, в Тайванe, в Корее, в Индии в Японии в России! Везде! Это просто невероятно! © Dance Studio 25.5